- ДЕМПИНГ
- (англ. dumping) – 1) ситуация, когда фирма продает товар за рубежом по цене ниже издержек или по цене, более низкой, чем на внутреннем рынке (трактовка с позиции страны-экспортера); 2) ситуация, когда иностранная фирма продает на рынке товар по цене более низкой, чем «нормальная» цена товара-аналога на данном рынке или мировая цена (трактовка с позиции страны-импортера). Д. рассматривается как проявление недобросовестной конкуренции или – шире – как один из видов т.н. ограничительной деловой практики, против к-рой решительно выступает Всемирная торговая организация. Массовый экспорт товаров по ценам ниже среднемировых может быть связан с отставанием в стране-экспортере темпа инфляции от темпа снижения обменного курса валюты (демпинг валютный). Д. применяется для завоевания рынков и вытеснения с них конкурентов. Фирмы-экспортеры, практикующие Д., могут нести (обычно временные) убытки. Но в нек-рых случаях (напр., это относится к российским предприятиям) они могут экспортировать свою продукцию по цене, безусловно, более высокой, чем собственные издержки, т.е. с прибылью, и все же их деятельность будет рассматриваться как Д. Объясняется такое положение тем, что в ряде стран (в т.ч. в России) гос-во субсидирует нек-рые произ-ва, с помощью регулирования цен занижает затраты на отд. виды сырья и энергию, заменяет часть оплаты труда разного рода выплатами из бюджета на соц. нужды и т.п. Все это занижает издержки по сравнению с издержками аналогичных произ-в в тех странах с рыночной экономикой, где затраты факторов производства учитываются более последовательно и полно. Гос-во, ведущее экспансионистскую торг. политику, иногда специально субсидирует демпинговые поставки товаров в др. страны за счет бюджета, т.е. за счет налогоплательщиков. Кроме того, фирмы, экспортируя товары по низким ценам, компенсируют свои убытки тем, что завышают цены на внутреннем рынке. Т.о., и в том, и в др. случае потери от Д. перекладываются на население. Слишком заниженная демпинговая цена может вызвать реэкспорт товаров из страны-импортера обратно и их конкуренцию с товарами нац. производителей. Д. стимулирует и порой оправдывает протекционистскую политику государств-импортеров, стремящихся защитить свой внутренний рынок. Гл. орудие защиты – спец. антидемпинговые пошлины, дополняющие общие импортные тарифы. Применяются и др. меры, в частн. встречный Д. Д. обостряет конкуренцию и противоречия между странами, нарушая их экономич. связи. В стране, осуществляющей Д., увеличиваются прибыли экспортеров, а жизненный уровень населения снижается (при валютном Д. – от инфляции, при товарном Д. – от роста цен на товары, поскольку их предложение сокращается). В стране, являющейся объектом Д., нек-рые отрасли экономики не выдерживают конкуренции с дешевыми импортными товарами, усиливается безработица. На почве разного понимания термина Д. возникают серьезные торг. конфликты между странами и группами стран (напр., широкую антидемпинговую деятельность проводит ЕС). Факт применения Д. доказать нелегко, для этого проводят спец. антидемпинговые исследования. Не существует надежных формальных критериев. Одним из примеров такой попытки считается закон, принятый в Австрии в 1962: им устанавливалось, что экспортная цена считается демпинговой, если она на 20% ниже, чем на внутреннем рынке страны происхождения товара, или составляет 80% цены, существующей на мировом рынке. За посл. годы значение Д., особенно валютного, как средства завоевания внешних рынков падает, так как конкурентоспособность все более определяется не столько ценой товаров, сколько качеством, организацией послепродажного обслуживания и др. услуг
Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика. Под общ. ред. А.Г. Грязновой. 2002.